Готическая архитектура в москве

Святыни и реликвии Кёльнского собора

В двухметровом золотом саркофаге хранится Рака трех волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу Христу в Вифлием – Каспара, Мельхиора и Бальтазара. На стенках Раки, покрытой жемчугом и драгоценными камнями, – евангельские сцены. Центральная сцена – поклонение волхвов новорожденному Христу и Марии.

На высоком резном пьедестале – скульптура Миланская Мадонна (Богоматерь), привезенная Кёльнским архиепископом из Милана. Грациозно и изящно Мадонна держит на руках дитя – Господа. Складки одеяния Мадонны нисходят от плеч до самых ног. Шелковые разноцветные одежды оттеняют прелесть молодой женщины, с нежностью и любовью взирающей на свое чадо.

Крест Геро – двухметровый дубовый крест, подарок собору архиепископа Геро, посланника императора Отто I. Сохраненный до наших дней в первозданном виде, крест-свидетель смерти Спасителя – впечатляет реализмом изображения.

Картина распятого на дубовом кресте Иисуса с безжизненным телом и скорбно наклоненной головой в терновом венце так убедительна, что при взгляде на нее захватывает дух. Распятие окружает алтарь с колоннами и лучеобразным венком.

В подземном помещении собора – религиозные реликвии. На освещенных витринах – церемониальные кресты, священные жезлы и мечи дохристианской эпохи, украшенные драгоценностями.

Несколько залов вмещают старинные книги, коллекции позолоченных и серебряных кубков. Поражает великолепие церковных одежд, парчовые рясы вышиты драгоценными камнями. Здесь же – летописи и древние свитки, повествующие о жизни святых.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Посмотрите видео о готическом стиле в архитектуре

Величие и кажущаяся невесомость готического собора заключается в сложнейшей конструкции, в технологии каркасного строительства, основанной на противопоставлении крепкого каркаса легкому заполнению. Основой сводчатой конструкции служили нервюры – выступающие ребра свода собора, образованные смыкающимися на потолке колоннами.

Нервюрный свод опирался не на стены, а на контрфорсы – массивные столбы, находившиеся либо на выступающей части стены, либо на отдельно стоящей опоре, связанной со стеной аркбутанами. В толстых глухих стенах, свойственных романскому стилю – предшественнику европейской готики, более не было необходимости.

При новой каркасной системе стену можно было легко заполнить окнами, а монументальные росписи, характерные для романских построек, заменить витражами – поместить изображение прямо внутрь окна, составив его из кусков цветных стекол.

Самая заметная отличительная черта стиля – стрельчатая арка, дуги которой пересекаются, образуя угол, а не полуокружность, свойственную романскому стилю. Главный вход в готический собор неизменно располагался со стороны его западного фасада – самого роскошного в плане убранства. Здание собора, таким образом, оказывается обращенным лицом к входящему – так в архитектурном замысле проявляется возросшее значение человеческой личности в средневековой культуре.

Франкфуртский собор

Еще одно название собора – Императорский собор святого Варфоломея. Он расположен во Франкфурте-на-Майне и является наиболее крупным в этой области духовным памятником. Здание выстроено из красного кирпича.

Раньше в этом соборе проводились церемонии коронации императоров Священной Римской Империи. На протяжении всей истории это здание было кайзерским, а не кафедральным собором. В 19 веке Франкфуртский собор стал символом единения германской нации.

Шпиль собора имеет высоту 95 м. Общая длина здания – 64 м, высота купола – 23 м.

Интересные факты:

  • Известно, что ранее участок, на котором теперь стоит Франкфуртский собор, был островом. Результаты раскопок показали, что на этой территории люди жили еще со времен неолита.
  • Собор обрел черты, присущие готическому стилю, в 13 веке. Свой сегодняшний вид он обрел только в 15 веке.
  • В марте 1944 года в ходе авианалета собор святого Варфоломея получил сильные внешние повреждения, а интерьер был уничтожен практически полностью. К счастью, все произведения искусства и прочие ценности, которые хранились в нем, были заранее вывезены в безопасные места, а после того как ситуация стабилизировалась, возвращены обратно.

В Германии есть большое количество соборов, выполненных в готическом стиле. Большинство из них были построены в 10-13 веках и претерпели некоторые изменения, поскольку пережили различные катастрофы и войны. Вместе с тем эти здания сохранили характерные черты стиля до сегодняшнего дня. Некоторые из них входят в список Всемирного культурного наследия человечества.

Планы

Мастера-масоны обычно сначала делали модель здания из папье-маше , дерева, гипса или камня, чтобы объяснить здание епископу и каноникам. Когда план был утвержден, было очень сложно сделать несколько крупномасштабных рисунков, потому что пергамент был дорогим и обычно стирался и использовался повторно, а печать в большом масштабе еще была невозможна. Планы некоторых частей иногда были нарисованы или начерчены в полном масштабе на полу в склепе или другой части рабочего места, где с ними было легко ознакомиться. Первоначальные планы Пражского собора были заново открыты в 19 веке и использовались для завершения здания.

Либфрауэнкирхе

Также это здание носит название Церковь Пресвятой девы Марии. Располагается в центральной части Трира.

Работы по строительству церкви были начаты в 1230 году. Завершились они в 1260 году. Либфрауэнкирхе – один из первых готических соборов в Германии.

Изначально главная башня церкви была увенчана шпилем, который в 17 веке снес ураган. Башню покрыли четырехскатной крышей, которая была уничтожена во время Второй Мировой войны и заменена на плоскую. Только в 2003 году была восстановлена четырехскатная крыша.

На территории церкви находится 5 колоколов, наиболее старый из которых был отлит в первой половине 18 века.

Возникновение храма

На вершине соборного холма – изящное, грациозное строение, сотканное из ажурного каменного кружева и украшенное многочисленными башенками, пилястрами, колоннами и арками. Как же возник этот необыкновенный, яростно стремящийся ввысь собор, при взгляде на который невозможно остаться равнодушным?

Строительство собора велось поэтапно: начато в XIII веке и законченное – в XIX. Площадь, на которой возведен собор, являлась местом паломничества христиан с эпохи римского владычества.

В 1164 году епископ Рейнальд фон Дассель доставил из Милана в Кёльн чудотворные мощи трех волхвов. Желая достойно сохранить реликвии, епископ приказал возвести роскошную дарохранительницу. Рака со святыми мощами привлекла в Кёльн толпы паломников из Европы.

Старая полуразрушенная церковь не могла выдержать наплыва верующих, так что в 1248 году заложили новый собор, желая удивить мир красотой нового храма. Однако в 1288 году строительство приостановилось, и 300 лет собор оставался в недостроенном виде. В 1794 году сюда ворвались французы-революционеры, превратившие собор в конюшню и склад.

В 1816 году утерянные чертежи обнаружили в двух разных местах, и храм решили достроить по начальному плану. Покровительствовал строительству король Пруссии Вильгельм IV. 4 сентября 1842 года в соборе началось строительство парадного входа. Энтузиасты объявили сбор денег: все мечтали увидеть во всей красе кафедральный собор.

15 октября 1880 года храм, строившийся 632 года, был построен. Завершение строительства отметили как национальное событие Германии. За это время возведено 157 башен, множество скульптур и витражей, отлиты огромные бронзовые ворота и 11 колоколов. Торжественное открытие собора изумило горожан: невероятное завораживающее сооружение впечатлило зрителей масштабом и великолепием.

Основные конструктивные элементы готического стиля

Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.

Арочные своды

Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.

Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу

Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.

Нервюры собора Сан-Шапель в Париже

Значение аркбутанов и контрфорсов

Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.

Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов

Мозаика оконных витражей

Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.

Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами

Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.

Порталы

Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.

Большие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания

Собор святого Вита (Прага, Чехия)

По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.

Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work, CC BY-SA 4.0, Link

Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.

Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.

После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.

Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.

Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом.  Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:

  • ранний период (арх. Матиас Арраский),
  • высокая готика (арх. Петр Парлерж),
  • конец готики (арх. Бенедикт Рид),
  • историзм в архитектуре — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).

Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле

Мастера-строители

Надгробие Хьюга Либержье , мастера масона Реймского собора , изображает его в мантии доктора богословия.

Ключевой фигурой в строительстве собора был Мастер-строитель или Мастер-масон, который был архитектором, отвечающим за все аспекты строительства. Одним из примеров был Готье де Варинфруа, мастер-строитель собора Эвре . Его контракт, подписанный в 1253 году с магистром собора и капитулом Эвре, платил ему пятьдесят фунтов в год. Он должен был жить в Эвре и никогда не отсутствовать на стройке более двух месяцев.

Мастера-масоны были членами особо влиятельной гильдии, Корпорации масонов, самой организованной и самой секретной из средневековых гильдий. Имена мастеров- масонов ранней готической архитектуры иногда неизвестны, но более поздние мастера-масоны, такие как Годвин Гретисд, строитель Вестминстерского аббатства для короля Эдуарда Исповедника , и Пьер де Монтрей , который работал над Нотр-Дам де Пари и аббатством Сен-Дени , стал очень заметным. Юд де Монтрей , главный масон Людовика IX Франции , консультировал его по всем архитектурным вопросам и сопровождал короля в его катастрофическом Седьмом крестовом походе .

Профессия часто передавалась от отца к сыну. Самой известной семьей строителей соборов была семья Петра Парлера , родившегося в 1325 году, который работал над Пражским собором , а его место занимали его сын и внук. Работа Парлеров повлияла на европейские соборы даже в Испании. Мастера-масоны часто ездили посмотреть другие проекты и консультировались друг с другом по техническим вопросам. Они тоже разбогатели. В то время как средняя зарплата каменщика или плотника была эквивалентна двенадцати в год, мастер-масон Уильям Винфорд получал эквивалент трех тысяч фунтов в год.

Мастер-каменщик отвечал за все аспекты строительной площадки, включая подготовку планов, выбор материалов, координацию работы мастеров и оплату рабочих. Ему также требовались существенные знания христианского богословия , так как ему приходилось регулярно консультироваться с епископом и канониками о религиозных функциях здания. Эпитафия Мастера масона Пьера де Монтрей из Нотр-Дам де Пари описала его как «доктора камней». Могила Хьюга Либержье , мастера масона Реймского собора , также изображает его в мантии доктора богословия.

Обустройства собора Нотр-Дам

Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.

Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.

В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.

Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.

Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.

На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.

Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.

Самые красивые готические соборы Европы:

Реймсский собор (Франция). Объект Всемирного наследия, очень популярное туристическое место (более миллиона посетителей в год). является резиденцией архиепископа Реймса, где короновались почти все короли Франции. Годы строительства: 1211 — 1275. Верхние части фасада были завершены в 14 веке. 

Севильский кафедральный собор (Испания). Находится в списке объектов Всемирного наследия. Построен в 1401—1507 годах на месте бывшей мечети. Относится к поздней готике. Здесь  покоятся останки Христофора Колумба. Собор считается  одной из главных жемчужин в сокровищнице Испанского наследия. 

Миланский собор (Италия). Визитная карточка Милана. Собор поражает скульптурным богатством — здесь насчитывается около 3400 статуй. Одно из самых узнаваемых мест в мире. Собор построен из белого мрамора. Это собор-долгострой: начат в 1386 и закончен в 1965 году. Самая высокая точка собора — 108 метров.

Йоркский собор (Англия). Является одним из крупнейших в своем роде в Северной Европе. Монастырская церковь является резиденцией архиепископа Йоркского. Длина собора — 158 метров, высота — 31 метр. Имеет 3 башни: две по 53 метра и центральная — 61 метр высотой. Нынешнее здание было начато примерно в 1230 году и завершено в 1472 году.

Рабочие

Резчики по камню, ступки, плотники и другие рабочие были высококвалифицированными, но обычно неграмотными. Ими управляли бригадиры, которые подчинялись мастеру масона. Мастера использовали такие инструменты, как компас, чтобы измерить и увеличить планы до полного размера. и уровни с использованием свинца в стеклянных трубках, чтобы гарантировать, что блоки находятся на одном уровне. Мастера по камню использовали аналогичные инструменты, чтобы убедиться, что поверхности были плоскими, а края были под точными прямыми углами. Их инструменты часто изображались на средневековых миниатюрных рисунках того периода (см. Галерею).

Статуи

Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX векНа фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции.

Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы распо­лагаются в тимпанах  Тимпан — внутреннее треугольное или полу­круглое поле фронтона. порталов, на откосах, центральном столбе и архиволь­тах  Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.. Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов  Контрфорс — вертикальная опора, предста­вляющая собой выступающую часть стены. и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонифи­кации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фа­саде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей  Занимает средний ярус собора Парижской Богоматери. Вдоль всего западного фасада здания расположен карниз с двадцатью восемью нишами, в которых находятся фигуры ветхозаветных царей. Во время Великой французской революции они были скинуты со своих мест и обезглавлены, так как ассоциировались у сторонников Республики с французскими монархами.. Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.

Список используемой литературы

  • Бехманн, Роланд (2017). Les Racines des Cathédrales (на французском языке). Payot. ISBN 978-2-228-90651-7.
  • Блондель, Жан-Франсуа (2018). Кафедральный собор — это строительство, легенды, мистеры . Париж: Жан-Сириль Годфруа. ISBN 978-2-86553-298-8.
  • Шастель, Андре (2000). L’Art Français Pré-Moyen Âge Moyen Âge (на французском языке). Фламмарион. ISBN 2-08-012298-3.
  • Харви, Джон (1974). Châteaux et Cathédrals-L’Art des Batisseurs, L’Encyclopedie de la Civilization (на французском языке). Лондон: Темза и Гудзон.
  • Houvet, E (2019). Миллер, Малкольм Б. (ред.). Шартр — Путеводитель по собору . Éditions Houvet. ISBN 2-909575-65-9.
  • Джеймс, Джон (1979). Подрядчики Шартра . Вест Гринстед. ISBN .
  • Макнамара, Денис (2017). Comprendre l’Art des Églises (на французском языке). Ларусс. ISBN 978-2-03-589952-1.
  • Миньон, Оливье (2015). Архитектура собора готических (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5.
  • Тританьяк, Андре; Колони, Мари-Жанна (1984). Декуврир Нотр-Дам де Пари . Париж: Les Éditions de Cerf. ISBN 2-204-02087-7.
  • Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3.
  • Венцлер, Клод (2018). Cathédales Gothiques — un Défi Médiéval (на французском языке). Éditions Ouest-France. ISBN 978-2-7373-7712-9.

Финансы

Окно в соборе Буржа с изображением плотников, мастеров бочек и колесных мастеров (нижние панели) — вероятных спонсоров окон.

Епископы, такие как Морис де Салли из Собора Парижской Богоматери , обычно вносили значительные суммы. Состоятельным прихожанам предлагалось отдать процент от своего дохода или состояния в обмен на право быть похороненным под полом собора. В 1263 году папа Урбан IV предложил папские индульгенции или прощение грехов в течение одного года богатым жертвователям, которые сделали большие пожертвования. Для менее богатых членов церкви приветствовались пожертвования натурой, такие как несколько дней работы, использование их волов для перевозки или пожертвования материалов. Священные реликвии из святых отображалось хранятся в соборе , чтобы привлечь паломник, которые были приглашены , чтобы сделать пожертвование. Иногда мощи увозили процессией в другие города для сбора денег.

В гильдиях различных профессий в городе, такие как пекари , меховые торговцы и Drapers , часто сделанные пожертвования, и в обмене небольших панелей с витражными окнами в новых соборных окнах проиллюстрированы их деятельность.

Приходские церкви

Архитектура приходских церквей, подчиненных непосредственно власти епископата, идет теми же путями, что и архитектура кафедральных соборов. Здесь готическая архитектура развивается во всей своей чистоте и умеет приспособиться к скромным средствам, имеющимся в ее распоряжении. Чаще всего из соображений экономии приходится отказываться от сводов над нефами, и сводом перекрывают только хор. А для того, чтобы избежать необходимости передавать распор при помощи дорогостоящих аркбутанов, хор оставляют без обхода. Эти приемы просты и четки, и здание, кроме других преимуществ, обладает тем достоинством, что не представляет собою просто миниатюрное повторение собора.

Наследие

Хоть готический стиль в архитектуре и концентрируется в основном на индивидуальных переживаниях человека, он также взял многое и от своего предшественника. Романская архитектура передала свои лавры данному стилю и отошла на второй план.

Главным объектом готики стал собор как симбиоз живописи, архитектуры, и скульптуры. Если раньше архитекторы предпочитали создавать церкви с круглыми окнами, толстыми стенами во множество опор и небольшими внутренними помещениями, то с приходом данного стиля все изменилось. Новое течение несло в себе пространство и свет. Зачастую окна были украшенные витражами с христианскими сюжетами. Появились высокие колонны, башни, продолговатые арки и фасады с резьбой.

Церковь Елизаветы в Марбурге

Возведение церкви над могилой Святой Елизаветы закончилось в начале XIII столетия, и она стала первым сооружением Германии, выстроенном в чисто готическом стиле.

Заложили храм на берегу реки Ланн, а сегодня это одна из главных достопримечательностей города Марбурга, к которой ежегодно приезжают сотни тысяч туристов. Внутри сохранились уникальные готические фрески.

Красивые готические башни вот уже более 800 лет возвышаются над городом и поражают своим великолепием. Строили церковь на средства Тевтонского ордена, и освятили в честь Святой Марии, но в историю храм вошёл под другим наименованием.

6

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.


Мода готического Средневековья

В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам.  С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.

Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.


Бургундские костюмы придворных

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.

Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.

Средневековая католическая архитектура: соборы, церкви, аббатства

В XIII веке в пригороде Парижа была возведена , при строительстве были использованы самые современные достижения архитектуры того времени. Так началась новая архитектурная эпоха в Европе. Поначалу стиль не имел конкретного названия, чаще всего его называли французским, но он быстро завоёвывал популярность во многих странах.

Интерьер церкви Сен-Дени, первая крупная готическая постройка

Появление новой архитектуры было связано с достижениями мастеров в области работы с камнем, в частности появлением каркасной системы возведения зданий. В предшествующую романскую эпоху основой любого здания были мощные стены и опоры, но инженеры научились рационально использовать материалы и распределять нагрузку только на опорные конструкции. Всё это дало возможность строить высокие здания с большими открытыми пространствами внутри. Также появились технологии изготовления витражей и декоративной обработки камня. Последнее, позволило украшать здания сложными орнаментами.

Собор парижской Богоматери

Крупнейшие готические соборы средневековой Европы:

  1. Нотр-Дам де Пари, строительство 1163-1365 гг., Франция, классический пример французской готики;
  2. Солсберийский собор, строительство 1220-1320 гг., пример ранней английской готики, самое высокое здание средневековой Англии;
  3. , строительство 1194-1260 гг., Франция, город Шартр, образец высокой готики, славится самым крупным набором витражей;
  4. Амьенский собор, строительство 1220-1269 гг., считается эталоном чистейшей французской готики;
  5. , строительство 1089-1499 гг., Великобритания, стиль перпендикулярная готика;
  6. , строительство 1258-1400 гг., Великобритания, образец украшательского стиля;
  7. , строительство 1221-1567 гг., Испания, уникальная испанская готика с элементами мавританского стиля;
  8. Миланский собор, XIV-XV вв., Италия;
  9. Санта Мария дель Фьоре, 1296-1436 гг., Италия, самый нестандартный собор готического периода, имеет множество оригинальных элементов: купол, фрески, мозаичные полы;
  10. Собор Святого Стефана в Вене, 1359-1511, Австрия, пример поздней немецкой готики.

За 400 лет в Европе появилось несколько сотен готических построек. Естественно, соборы – не единственный тип сооружений, также возводились монастыри (аббатства) и часовни (капеллы). Самая известная капелла средневековья — , где хранятся христианские реликвии. 

Капелла Сент-Шапель внутри

За много лет развития в готическом стиле сформировалось огромное количество декоративных направлений и их черт, здесь мы перечислим только самые общие.

Общие характеристики: 1) большие внутренние пространства; 2) Арки стрельчатой формы и стрельчатые формы вообще; 3) сложное декоративное оформление фасадов и интерьеров каменной резьбой; 4) витражи; 5) обилие орнаментов, главный из которых – масворк; 6) элементы оформления имеют религиозный символизм.

На фото ниже, представлены не только общие виды фасадов соборов, но и отжельные элементы интерьеров.

Происхождение

Французская готическая архитектура явилась результатом возникновения в 12 веке мощного французского государства с центром в Иль-де-Франс . Король Франции Людовик VI (1081–1137) после долгой борьбы сумел подчинить себе баронов северной Франции и успешно защитил свои владения от нападений английского короля Генриха I (1100–1135). ). При Людовике и его преемниках соборы были самым заметным символом единства французской церкви и государства. Во время правления короля Франции Людовика VI (1081–1137) Париж был главной резиденцией французских королей, Реймсский собор эпохи Каролингов — местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало церемониальным захоронением. Король и его преемники щедро поддержали строительство и расширение аббатств и соборов.

Аббат Сен-Дени, Сугер , был не только выдающимся религиозным деятелем, но и первым министром Людовика VI и Людовика VII. Он руководил королевской администрацией, когда король отсутствовал на крестовых походах. Он заказал реконструкцию базилики Сен-Дени , сделав ее первым и наиболее влиятельным образцом нового стиля во Франции.

Церковь Святой Марии в Любеке

Самая знаменитая церковь в немецком городке Любек является ярким образцом кирпичной готики и настоящим шедевром средневековой архитектуры.

Начали строить её в 1250 году на месте старой деревянной церкви и романской церкви. Решение строить новый символ процветания был принят купечеством Ганзы, чтобы она стала воплощением власти и благосостояния ганзейского города.

В годы Второй мировой войны здание было практически разрушено во время авиационного налёта. Утрачены были и главные святыни церкви. К началу 50-х годов ХХ века усилиями строителей и зодчих храм был полностью восстановлен.

5

Усыпальница епископов

В соборе погребены архиепископы и епископы. В Кельнском соборе – мощи архиепископа Геро. В центре гробницы – большое беломраморное надгробие, украшенное зелено-красным порфиром. Здесь же – могильная скульптура архиепископа Энгельберта, причисленного к лику святых. Над гробом архиепископа – склоненный ангел.

На крышке саркофага с захоронением архиепископа Хохштаденского изображена его фигура, облаченная в шелковые одежды. Настоящее произведение искусства – саркофаг архиепископа Гейнсбергского.

На надгробии сверху – фигура архиепископа, вылепленная из известняка и покрытая лаковой краской. На стенках надгробия изображены средневековые города с могучими крепостными стенами и железными воротами с зубцами.

Башни и колокола

Башни были важной особенностью готического собора; они символизировали стремление к небу. Традиционная готическая композиция, следующая за Сен-Дени недалеко от Парижа, представляла собой две башни равного размера на западном фасаде, примыкающие к крыльцу с тремя порталами

В Нормандии и Англии центральная башня часто добавлялась над местом встречи трансепта и основного корпуса церкви, как в Солсберийском соборе .

Поскольку башни обычно строились в последнюю очередь, иногда намного позже других частей здания, они часто полностью или частично строились в разных стилях. Южная башня Шартрского собора по большей части остается первоначально романской башней, построенной в 1140-х годах. В построенную в то же время северную башню ударила молния, и она была перестроена в 16 веке в стиле пламенеем .

Башни имели практическое назначение служить сторожевыми башнями и, что более важно, размещать колокола, которые отбивали час и звонили, чтобы отпраздновать важные события, когда король присутствовал, или для похорон и траурных периодов. Нотр-Дам де Пари изначально был оборудован десятью колоколами: восемь в северной башне и два, самые большие, в южной

Главный колокол, или бурдон , называемый Эммануэль, был установлен в северной башне в 15 веке и до сих пор стоит на своем месте. Чтобы позвонить в тот единственный колокол, потребовалась сила одиннадцати человек, тянущих веревки из комнаты внизу. Звон колоколов был настолько громким, что звонари были оглушены на несколько часов после этого.

Альтенбургский собор

Посреди красивого зелёного поля стоит величественный собор, который за долгие годы своего существования сумел сохранить все элементы своего великолепного убранства.

Из-за больших витражных окон церковь кажется прозрачной, а в народе такая архитектурная композиция получила наименование «Kirchenschiff», что означает «церковь корабль». Уникальный классический памятник готической архитектуры имеет и ряд конструктивных особенностей.

К примеру, его витражное окно на западной стороне, возвышающееся над главным входом, является самым большим в Европе. На закате создаётся впечатление, что оно состоит из драгоценных камней, а не из простого цветного стекла.

10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector