Как делают дорожное покрытие для автомобильных дорог? обзор и виды +видео

Основные виды дорожных покрытий

Допускаемая скорость и удобство движения – определяются в основном покрытиями, которые могут быть разделены на основные конструктивные типы.

Асфальтобетон представляет собой искусственный строительный материал, который получается при уплотнении в горячем состоянии смеси, состоящей из подобранного по крупности малопористого каменного остова – щебня или гравия и песка, связанных между собой смесью тонкого минерального порошка с битумом, вводимым в зависимости от состава асфальтобетонной смеси в количестве от 3,5 до 9 %. Различают асфальтобетоны крупнозернистые, мелкозернистые и песчаные. Особенностью асфальтобетонов является зависимость их свойств от температуры.

Цементобетонные покрытия обладают большой монолитностью и высоким сопротивлением нагрузкам. Их строят в виде отдельны плит размерами в плане 3 : 4 или 6 : 7 м при толщине от 18 до 24 см. Плиты отделяются друг от друга швами, необходимые для компенсации изменений и длины при колебаниях температуры. Различают швы расширения, сокращающиеся при удлинении плит, и швы сжатия, расширяющиеся при укорочении плит. Для обеспечения совместной работы плит и сохранения их взаимного расположения в швы вводят стальные стержни – штыри, которые обеспечивают возможность изменения длины плит и передают с одной плиты на другую вертикальные нагрузки и частично изгибающие моменты. Свойства цементобетонных покрытий не меняются при колебаниях температуры. При правильном подборе состава бетонной смеси и соблюдении технологических правил строительства износ цементобетонных покрытий незначителен, и они более долговечны, чем другие виды дорожных покрытий.

Пропитка – введение эмульсий или разогретых вязких битумов и дегтей в покрытие путем разлива по поверхности не полностью укатанного слоя щебня одинаковой крупности. Покрытия из щебня и гравия, обработанные органическими вяжущими материалами, хорошо сопротивляются разрушающему действию движения автомобилей благодаря прочному соединению каменных частиц, вводимых вяжущими. Такие одежды водостойки.

Поверхностная обработка – тонкий защитный слой, создаваемый на поверхности дорожной одежды путем разлива 2 – 2,5 л/кв.м битума с последующей засыпкой очень мелким щебнем и прикаткой.

Щебеночные покрытия обладают малым сопротивлением износу при проезде автомобилей, так как касательные усилия, возникающие в зоне контакта пневматических шин с покрытием, нарушают эффект укатки. Поэтому как самостоятельный тип щебеночные покрытия применяют лишь при малой интенсивности движения.

Мостовые – покрытия и основания, устроенные из отдельных, установленных вплотную друг к другу естественных или искусственных камней.

Усовершенствованные мостовые, устраиваемые из брусчатки или клинкера, отличаются ровной поверхностью. Мостовые из грубого колотого или валунного камня (булыжные мостовые) иногда используют на дорогах 2 и 3 категорий как покрытие временного типа или как основание под более совершенные типы покрытий, а на дорогах более низких категорий – как самостоятельный тип категорий.

Принципы классификации

В основном все автодороги подвергаются классификации прежде всего по принципу того, как осуществляется движение и насколько легкий доступ к ним обеспечен. Если рассматривать категории дорог с этой позиции, можно выделить 3 основных класса:

  • автомагистраль;
  • скоростное шоссе;
  • обычная дорога.

Каждая из них имеет свои подклассы, то есть подразделяется на виды в зависимости от географического положения:

  • районные;
  • областные;
  • территориальные;
  • региональные;
  • национальные;
  • международного сообщения;

Конечно, такое деление является довольно условным, на практике же все несколько сложнее. Дело в том, что каждая страна принимает свои категории и признаки деления — в России, например, категорий дорог пять, а на Украине — всего четыре.

Виды асфальтобетонов по температуре укладки

Лакокрасочное покрытие авто

По температуре укладки выделяют холодный и горячий АБ. Оба этих материала изготавливают на асфальтобетонных заводах, на которых готовят и смешивают сырьевые компоненты. Температура обработки составляющих холодного асфальтобетона значительно ниже температуры, при которой обрабатывают горячие смеси.

Горячие асфальтобетонные смеси

Температура их укладки, в соответствии с ГОСТом 9128-2013, составляет +105 °C и выше. Высокая температура обеспечивает хорошее уплотнение смеси. Чем она ниже, тем сложнее трамбовать и тем больше проходов катка понадобится. Работы по устройству дорожного покрытия с использованием горячей смеси нельзя проводить при отрицательных температурах и высокой влажности. Горячий АБ необходимо укладывать в разогретом виде на сухую поверхность.

Холодные асфальтобетонные смеси

Это разновидность дорожных материалов, для которой характерны: специальный температурный режим производства, присутствие медленно- или среднетвердеющего дорожного битума, модифицирующих добавок. Холодные АБ могут находиться в состоянии, пригодном к употреблению, в течение длительного времени. Такую способность обеспечивает тонкая битумная пленка на зернах компонентов, которая ослабляет структурные связи, и их можно разрушить даже при незначительных усилиях.

Преимущества холодных АБ, по сравнению с горячими смесями:

  • продолжительный срок хранения;
  • возможность осуществления дорожно-строительных и дорожно-ремонтных работ при отрицательных температурах и повышенной влажности;
  • возможность укладки без использования специальной строительной техники.

Недостатками холодных асфальтобетонов являются более низкая прочность, по сравнению с горячими АБ, и высокая стоимость. Поэтому холодные асфальтобетоны востребованы для проведения ямочного ремонта и других ремонтных работ на участках небольшой площади, устройства отмосток, пешеходных дорожек, благоустройства придомовых территорий. Для покрытия автодорог, рассчитанных на значительные транспортные нагрузки, холодный асфальтобетон не применяют.

Утилизация отходов

Фрезерный станок для асфальта в Бойсе, штат Айдахо.

Проблемное покрытие можно повторно использовать при ремонте проезжей части. Существующее покрытие разрушается и может быть отшлифовано на месте с помощью процесса, называемого фрезерованием . Это покрытие обычно называют восстановленным асфальтовым покрытием (RAP). RAP может быть доставлен на асфальтовый завод, где он будет складироваться для использования в новых смесях для дорожного покрытия, или он может быть переработан на месте с использованием методов, описанных ниже. Для получения дополнительной информации об асфальтовых смесях, содержащих РАП и другие переработанные материалы, см. .

Методы вторичной переработки на месте

  • дорожного покрытия: Существующее бетонное покрытие измельчается на частицы размером с гравий. Любая стальная арматура удаляется, а грунтовое покрытие уплотняется, чтобы сформировать базовый и / или нижний слои для нового асфальтового покрытия. Дорожное покрытие также можно уплотнять для использования на дорогах с гравийным покрытием.  
  • Холодная переработка на месте: битумное покрытие измельчается или измельчается на мелкие частицы. Асфальтовые измельчения смешиваются с асфальтовой эмульсией, вспененным битумом или мягким битумом для омоложения состаренного битумного вяжущего. Также может быть добавлен новый агрегат . Полученную асфальтовую смесь вымощают и утрамбовывают. Он может служить верхним слоем дорожного покрытия или может быть покрыт новым асфальтом после отверждения.
  • Горячая переработка на месте: битумное покрытие нагревают до 250–300 ° F (120–150 ° C), измельчают, смешивают с омолаживающим агентом и / или первичным битумным вяжущим и уплотняют. Затем его можно покрыть новым асфальтобетоном. Этот процесс обычно перерабатывает верхние два дюйма (50 мм) или меньше и может использоваться для исправления дефектов поверхности, таких как колейность или полировка. Чтобы сохранить состояние битумного вяжущего и избежать чрезмерных выбросов углеводородов, нагрев обычно достигается постепенно с помощью инфракрасных обогревателей или нагревателей горячего воздуха.
  • Рекультивация на полную глубину : всю толщину асфальтового покрытия и нижележащего материала измельчают в порошок, чтобы обеспечить однородное смешивание материала. Связующий агент или стабилизирующий материал может быть смешан с образованием основного слоя для нового покрытия, или его можно оставить несвязанным, чтобы сформировать подкладочный слой. Обычные связующие вещества включают асфальтовую эмульсию, летучую золу, гашеную известь, портландцемент и хлорид кальция. Чистый заполнитель, РАП или измельченный портландцемент также могут быть добавлены для улучшения градации и механических свойств смеси. Этот метод обычно используется для устранения структурных повреждений дорожного покрытия, таких как растрескивание аллигатора, глубокая колея и обрыв уступа.

Классификация дорожных одежд

Выше была описана дорожная одежда с типовой конструкцией. Однако в некоторых случаях дорожная одежда может иметь меньше конструктивных слоев, параллельно с чем понижается и категория покрытия. Классифицировать дорожные одежды можно по жесткости и уровню эксплуатационных характеристик.

В зависимости от жесткости выделяются:

  • Жесткая дорожная одежда – имеет цементобетон в основании или покрытии;
  • Нежесткая дорожная одежда – конструкция без использования цементобетона.

В условиях российского климата применение цементобетона в качестве покрытия невозможно, так как данный материал разрушается под воздействием низких температур в совокупности с транспортной нагрузкой.

Однако нежесткая дорожная одежда обладает достаточно высокими физико-механическими характеристиками

, которые вполне подходят для строительства автодорог высоких категорий.

Для чего дорожная одежда делается многослойной

Оптимально подобранные материалы конструктивных слоев, а также их количество и толщина, позволяет наиболее эффективно поглощать внешнюю нагрузку на дорожное полотно, а также обеспечивать высокую прочность и устойчивость всего сооружения.

Благодаря правильной конструкции дороги, нагрузка, создаваемая транспортным потоком, перераспределяется на большую площадь, а также затухает по мере углубления. Соответственно, дорожная одежда должна обладать характеристиками, подходящими для расчетной нагрузки на дорожное полотно.

Пример

. Для федеральной трассы, по которой постоянно движется не только легковой, но и грузовой транспорт, толщина некоторых технологических слоев будет больше, а используемые материалы качественней. Кроме того, необходимо учитывать рост транспортной нагрузки в будущем. Также для усиления конструкции возможно использование дополнительных материалов и технологий.

Асфальтная крошка (асфальтный срез) как дорожное покрытие

Следующий вид дорожного покрытия – асфальтовая крошка или асфальтовый срез. Образуется в результате срезания и термической обработки старого асфальтового покрытия. Представляет собой смесь асфальта и щебенки с остатками битума.

Для укладки асфальтовой крошки необходимо делать подложку из песка и щебня толщиной минимум в 30 см, без нее асфальтовая крошка – это деньги, зарытые в землю. По стоимости асфальтовая крошка обойдется в сумму от 700 руб. за тонну. Такая дорога под ключ (подложка из щебня + асфальтовая крошка) будет стоить приблизительно 800 руб./кв.м.

Есть еще одна похожая технология – «холодный» асфальт. Это специальный материал, который продается в мешках по 30 кг стоимостью от 300 руб. Такой вариант дорожного покрытия весьма дорогой, но отлично подходящий для ремонтных работ на небольших площадях, например, для ямочного ремонта дорожного полотна.

Песчаная подсыпка

Песчаная подсыпка используется практически при всех известных типах оснований, служит для поддержания достаточного уровня дренажа.

Читать по теме: Укладка тротуарной брусчатки своими руками

Песок служит для поддержания хорошей амортизации и дренажа дорожного полотна, и поэтому дорожники очень тщательно подходят к его выбору. Зачастую используют песок речной, с зернами 1.7 -2.3 мм, что считают как средним по крупности. Большое значение уделяют и чистоте материала, т. е. исключаются по максимуму глинистые примеси. Песчаную подушку тщательно уплотняют и прокладывают геоткань, которая будет разделять его со слоем щебня и гравия.

Имейте виду, что использование даже небольших примесей глины, негативно скажется на работе всей песочной подушки. Так как глиняные свойства, абсолютно противоположны песку. Виду чего будет наблюдаться легкая или даже сильная заболоченность и подтапливаемость участка дороги, не только после осадков, но и в весенне-осенний период.

Верхние слои асфальтобетона

Дорожная одежда включает в себя несколько слоев асфальтобетона различной плотности. В первую очередь укладывается более пористая асфальтовая смесь, а затем менее пористая и более прочная, рассчитанная на сопротивляемость износу, а также повышению шероховатости покрытия для обеспечения сцепления автомобильных колес с дорогой.

Также плотный верхний слой асфальта препятствует попаданию влаги во внутренние слои дорожного полотна, что повышает срок службы сооружения. Если вода попадет во внутренние слои покрытия, при ее замерзании будет происходить расширение, которое способно разрушить покрытие изнутри. Это особенно актуально для нашей страны, так как в течение года неоднократно происходят перепады температур от плюсовых к минусовым, и обратно.

Основные разновидности асфальтобетона по составу:

  • Песчаный;
  • Гравийный;
  • Щебеночно-мастичный.

Песчаный асфальт

обладает наиболее низкими из данного списка эксплуатационными характеристиками, поэтому подходит для устройства только тех типов покрытия, на которые не будет оказываться серьезного внешнего воздействия. Это могут быть пешеходные зоны или какие-то частные территории.

Гравийный асфальт

имеет более высокие физико-механические характеристики, и может использоваться для устройства покрытия автомобильных дорог высоких категорий. Однако в настоящее время данная разновидность асфальтобетона практически полностью вытеснена щебеночно-мастичными смесями.

Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА)

является лидером данного списка по своим эксплуатационным характеристикам. Может использоваться, в том числе, для дорог I категории с повышенной транспортной нагрузкой. Твердые горные породы в составе ЩМА формируют прочный каркас покрытия, а добавление специальных целлюлозных волокон предотвращает растекание битумного вяжущего.

Обратите внимание

. Цена укладки асфальта будет отличаться в зависимости от материала, так как более прочный асфальтобетон стоит дороже. Однако за счет высоких физико-механических характеристик и длительного срока службы использование высококачественного асфальта более чем оправданно.

Основные разновидности асфальтобетона по технологии укладки:

  • Горячий;
  • Холодный;
  • Литой.
Материал Описание
Горячий асфальт Горячий асфальт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому дорожная одежда с использованием данного асфальтобетона может использоваться для строительства дорог любых категорий. При укладке смесь необходимо разогреть до 110-130°C, а температура воздуха должна быть не менее +5°C.
Холодный асфальт Холодный асфальт имеет более низкие физико-механические характеристики, поэтому не подходит для устройства покрытия на загруженных автомобильных дорогах. Однако преимущество холодного асфальта в другом – набор прочности происходит за счет испарения углеводородных соединений. Благодаря этому данный материал не нужно разогревать перед укладкой, а работы могут проводиться даже в холодные сезоны. Чаще всего холодные смеси используются для ямочного ремонта, что особенно актуально, когда привести покрытие в норму нужно в кратчайшие сроки.
Литой асфальт Литой асфальт можно отнести к горячим смесям, так как перед укладкой его разогревают до 190-250°C. Как и горячий, литой асфальтобетон обладает высокими эксплуатационными характеристиками, и может укладывать при температуре воздуха от +5°C. Основной особенностью литых смесей является отсутствие необходимости в уплотнении после укладки. Данный материал имеет жидкую консистенцию, а набор прочности в процессе остывания обеспечивает остаточную пористость в пределах 2%. Может использоваться для дорог любой категории.

Типы дорог [ править ]

Дороги с меньшей пропускной способностью

Туннель деревьев во Флориде

  • Аллея
  • Авеню
  • Широкий
  • дорога
  • Бульвар
  • Bundesstraße
  • Кстати
  • Козуэй
  • Круг
  • Коллектор дорога
  • Corniche
  • Полумесяц
  • Суд
  • Cul-de-sacТупик (улица)
  • Водить машину
  • Фасадная дорога
  • Gemeindestraße
  • Шоссе
  • Kreisstraße
  • переулок
  • Landesstraße
  • Живая улица
  • Петля
  • Улица с односторонним движением
  • Дорожка
  • Место
  • Plaza
  • Дорога
  • Кольцевой (также см. Пересекающиеся дороги)
  • Маршрут
  • Тротуар
  • Одинарная проезжая часть
  • Stravenue
  • Терраса
  • Путь
  • Туннель деревьев
  • Woonerf

Первобытные дороги править

Полый путь на берегу Ла Моф, свидетель битвы за живыми изгородями в 1944 г.)

  • Сельскохозяйственная дорога
  • Проселочной дороге
  • Грязная дорога
  • Лесная дорога
  • Гравийная дорога
  • Зеленый переулок
  • Исторические дороги и тропы
  • Ледяная дорога
  • Римские дороги
  • Затонувший переулок

Большие дороги править

Шоссе E20, Дания

  • Дороги с большей пропускной способностью, иногда со срединными значениями

    • 2 + 1 дорога
    • 2 + 2 дорога
    • Артериальная дорога
    • Autostrasse
    • Двусторонняя проезжая часть
    • Автострада
    • Полосы местного экспресса
    • От фермы до рыночной дороги
    • Бульвар
    • Кольцевая дорога
    • Обратный переулок
    • Магистральная дорога
    • Магистраль

Автомагистраль A7 в час пик

  • Скоростные дороги ( дороги с ограниченным доступом и автомагистрали с разнесенными уровнями)
    • Автобан
    • Автоэстрада
    • Автописта
    • Автострада
    • Автодорога с регулируемым доступом
    • Автострада
    • Качественная двухполосная дорога (HQDC)
    • Межрегиональная трасса
    • Автострада с ограниченным доступом
    • Автомагистраль
    • Супер два

Карусель

  • Коннектор
  • Обмен
  • Пересечение
  • Уровень стыковки
  • Железнодорожный переезд
  • Дорожная диета
  • Карусель

Тип материала править

Дороги также можно классифицировать по типам материала покрытия. Например, база данных о долговечных характеристиках дорожного покрытия включает более 30 типов дорожного покрытия для дорог в США и Канаде. Однако более общая классификация дорог, основанная на типе материала, выглядит следующим образом.

  • Бетонные дороги
  • Асфальтированные дороги
  • Гравийные дороги
  • Подъемный мост
  • Автобусная полоса
  • Канал
  • Carpool Lane
  • Велотрек
  • Велосипедная инфраструктура
  • Полетная палуба
  • Пешеходная дорожка (также пешеходная дорожка , прогулочная тропа, природная тропа)
  • Дороги свободного рынка
  • Национальные дороги
  • (Индейцы) Индийский маршрут
  • Бумажная улица
  • Гоночная трасса
  • ВПП
  • Шунпайк
  • Переход дикой природы

Сложность проезда по определённым участкам: важные факторы

Вот на что в первую очередь обращают внимание отечественные автомобилисты. Есть несколько серьёзных факторов, значительно усложняющих жизнь водителям. Самая огромная проблема – езда в период весеннего бездорожья

Грунтовые покрытия превращаются в настоящие болота, по которым проехать просто не представляется возможным. Грязь забивает протекторы настолько сильно, что практически полностью утрачивается сцепление с поверхностью дороги. Шины превращаются в абсолютно беззащитные, совершенно гладкие. Можно немного облегчить своё положение, если двигаться строго в границах накатанной колеи, а также до минимума сократить нагрузку на полотно, облегчив машину, насколько это возможно

Самая огромная проблема – езда в период весеннего бездорожья. Грунтовые покрытия превращаются в настоящие болота, по которым проехать просто не представляется возможным. Грязь забивает протекторы настолько сильно, что практически полностью утрачивается сцепление с поверхностью дороги. Шины превращаются в абсолютно беззащитные, совершенно гладкие. Можно немного облегчить своё положение, если двигаться строго в границах накатанной колеи, а также до минимума сократить нагрузку на полотно, облегчив машину, насколько это возможно.

Лужи тоже могут представлять серьёзную опасность. Если на дороге просто образовалась лужа, это не так страшно. Однако всё зависит от её глубины. Иногда машины проваливаются настолько сильно, что потом их невозможно вытащить без применения специальной техники. Кроме того, в таких случаях возможны повреждения. Конечно, если у водителя есть подозрение, что лужа может быть глубокой, лучше её проверить. Но для этого придётся выходить из автомобиля и с помощью палки определять глубину лужи. Однако проще потратить время на это, чем потом исправлять ситуацию, если машина застрянет.

Песок тоже представляет для автомобилей угрозу. Всё дело в том, что по мокрому песку лучше проезжать быстрее, но осторожнее, чтобы не увязнуть в этих барханах. Сухой песок тоже иногда опасен, потому что при его низкой плотности машины начинают в него зарываться.

Выводы

От правильного выбора асфальтового покрытия зависит его соответствие вашим целям, срок службы, а также финансовые затраты. При выборе асфальтобетона, в первую очередь, нужно определиться с назначением полотна. Для этого нужно понять, какая нагрузка будет оказываться на будущее асфальтовое покрытие.

Нагрузку можно подразделить на 5 категорий: от малой до очень высокой. Под малой нагрузкой подразумеваются пешеходные зоны, а под очень высокой – скоростные автомагистрали, федеральные трассы, аэродромы и так далее. Соответственно, чем более высокая нагрузка требуется, тем более качественной должна быть исходная асфальтовая смесь.

Одним из ключевых параметров, влияющих на эксплуатационные характеристики дорожного полотна, является состав асфальтовой смеси. Можно выделить 2 основных типа:

  • Песчаный асфальтобетон;
  • Асфальтовая крошка;
  • Щебеночно-мастичный асфальтобетон;

Первые 2 варианта подходят только для территорий, предназначенных для небольших нагрузок, тогда как второй вариант может использоваться для укладки на тех же самых скоростных автомагистралях и аэродромах.

При желании можно использовать дорогой щебеночно-мастичный асфальт и для асфальтирования придомовой территории, однако в этом нет острой необходимости. Поэтому многие выбирают бюджетный песчаный асфальт или крошку, так как их характеристики вполне отвечают требованиям.
По виду можно подразделить асфальт на:

  • Горячий;
  • Холодный;
  • Литой;

Горячие смеси обладают высокими характеристиками, могут использоваться для асфальтирования любых территорий, в том числе автомобильных дорог. Холодный асфальт имеет более низкие физико-механические свойства, однако может использоваться в холодное время года. Преимущественно применяется для ямочного ремонта.
Литой асфальт является самым качественным вариантом, а также не требует уплотнения, что упрощает его укладку. Асфальтовое покрытие из литого асфальта получится ровным, гладким и прочным. Однако данный материал имеет и более высокую стоимость.

Также у асфальта есть вторичные параметры, такие как зернистость, пористость и марка. В любом случае, при асфальтировании используется асфальт различных фракций, а качественный состав асфальта будет обладать высокой плотностью

Марка же отражает процент содержания щебня в асфальтобетоне.

При планировании бюджета стоит принять во внимание, что асфальтовое покрытие будет наиболее прочным, если укладывать его в несколько слоев. При обустройстве пешеходных зон можно обойтись и одним слоем, тогда как в других случаях толщина асфальтобетона будет возрастать вместе с планируемой нагрузкой.

Для ценителей эстетичности существует цветной асфальт, который может быть окрашен в любой оттенок по таблице RAL

Такой асфальт чаще используется в частном строительстве, однако полезен и при дорожном строительстве, так как лучше привлекает внимание.

Исходя из характеристик асфальта, данный материал является наиболее оптимальным для обустройства покрытий различного назначения. Ни один другой материал не совмещает в себе такие высокие эксплуатационные характеристики, устойчивость к любому климату и умеренную стоимость.

Помимо выбора асфальтовой смеси стоит обратить внимание и на подрядчика, к которому вы обращаетесь. Если профессионализм специалистов-дорожников будет недостаточным, то даже асфальтовое покрытие из самых качественных материалов будет деформироваться и быстро изнашиваться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector